Ваш город
Москва
+7 (922) 188-22-95

+7 (343) 328-22-95

Порядок осуществления весового контроля

Базовым нормативным правовым актом, непосредственно регламентирующим процедуру весового контроля на территории РФ, является Приказ Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (далее – Приказ № 125).

Необходимо сразу отметить, что данный нормативный акт в настоящее время в неполной мере соответствует действующему законодательству Российской Федерации. Так в самом начале, в п.1 Приказа № 125 указано, что данный нормативный акт разработан в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах). Однако данная ссылка в настоящее время устарела, поскольку Закон об автомобильных дорогах был изменен в данной части, а норма, на которую ссылается Приказ № 125 (в том содержании, в котором она были изложена ранее) утратила силу.

В целом Приказ № 125 основан на делении автомобильных дорог в зависимости от их значения на федеральные, региональные и местные (подробнее о классификации автомобильных дорог вы можете узнать здесь).

Для автомобильных дорог каждой из указанных категорий определен круг субъектов, уполномоченных осуществлять весовой контроль, а также определены их полномочия (компетенция) при осуществлении весового контроля.

В данной статье мы разберем полномочия (компетенцию) по осуществлению весового контроля каждого органа по отдельности:

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Ространснадзор уполномочен осуществлять в отношении российских перевозчиков только весовой контроль (габаритный контроль осуществляется только в отношении международных перевозчиков), только на федеральных автомобильных дорогах и только на стационарных пунктах весового контроля.

В отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке Ространснадзор уполномочен осуществлять весовой и габаритный контроль на автомобильных дорогах любого значения.

Ространснадзор осуществляет весовой контроль в соответствии с административным регламентом: Приказ Минтранса РФ от 21.07.2011 № 193 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки» (далее – Административный регламент).

В данном документе определена административная процедура по осуществлению весового контроля, закреплены сроки и поэтапный порядок действий Ространснадзора.

Так, в соответствии с п. 19 Административного регламента взвешивание транспортных средств осуществляется либо по инициативе перевозчика, либо при направлении транспортного средства на взвешивание инспектором ГИБДД (при наличии у него данных, полученных с систем динамического взвешивания установленных на подъезде к стационарному пункту весового контроля).

Таким образом, останавливать транспортные средства для прохождения весового контроля вправе только сотрудники ГИБДД!

По результату проводимых Ространснадзором процедур составляется акт по результатам взвешивания транспортного средства.

Содержание, составляемого по результатам взвешивания акта для российских перевозчиков определено в п. 2.1.1.2.2. Приказа № 125.

Так в данный акт должны быть включены следующие данные: дата, время и место составление акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).

Важно отметить то, что нигде в Приказе № 125 не говориться, что в акте помимо результатов взвешивания определяется размер, причиняемого автомобильным дорогам, вреда. Перечень, содержащихся в акте данных, является закрытым (т.е. уполномоченный орган по своему усмотрению не вправе включать в содержание Акта иные пункты) соответственно иные данные (в том числе размер вреда) Ространснадзор включать в Акт не уполномочен.

Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.

Также необходимо знать, что акт составляется в любом случае, даже если перегруз не зафиксирован!

В случае если по результату взвешивания были зафиксированы нарушения (перегруз, несоблюдение, установленного в специальном разрешении маршрута движения) акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.

Органы, которым передается, составленный по результатам взвешивания Акт, могут принять соответствующие меры. ГИБДД – привлечь лицо к административной ответственности. Федеральное дорожное агентство – предъявить иск о взыскании вреда, причиненного автомобильным дорогам.

Госавтоинспекция.

Уполномочена осуществлять весовой и габаритный контроль в отношении всех групп перевозчиков на автомобильных дорогах любого значения (федерального, регионального, местного) и на любых как стационарных, так и передвижных пунктах весового контроля.

На автомобильных дорогах любого значения (за исключением федеральных) взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог (в настоящее время это государственные и муниципальные учреждения, которым автомобильные дороги переданы в оперативное управление региональными (муниципальными) органами власти).

Данная формулировка достаточно произвольно трактуется дорожными организациями. На практике бывает, когда соответствующие государственные (муниципальные) учреждения передают данную функцию обычным коммерческим организациям по контракту. Однако тем самым по нашему мнению нарушается положение ч. 3 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому запрещается совмещение функций органов власти и функций хозяйствующих субъектов.

Поскольку при осуществлении весового контроля выполняются публичные функции (осуществление весового контроля) факт их передачи коммерческим организациям должен серьёзно заинтересовать компетентные органы (можно смело жаловаться в прокуратуру и (или) федеральную антимонопольную службу).

Также нигде в Приказе № 125 не говорится, что при осуществлении весового контроля ГИБДД составляется акт по результатам взвешивания.

На составления данного Акта уполномочен только Ространснадзор! Владельцы автомобильных дорог такие акты составлять не уполномочены! Хотя на практике акты перегруза ими составляются.

Иные органы кроме Ространснадзора и ГИБДД на осуществление весового контроля не уполномочены.