Ваш город
Москва
+7 (922) 188-22-95

+7 (343) 328-22-95

Правовые основы движения тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам

Базовым законом в области движения тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах»). Основные положения относительно движения грузовых автомобилей по автомобильным дорогам и весового контроля сосредоточены в ст. 31 «Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов» и ст. 31.1 «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» данного федерального закона.

Так, в ч. 2 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах» говорится, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 2 % превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения.

Данные положения закона отсылают нас к другому нормативному акту, дающему понятие допустимой массы транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось. Таким нормативным актом является Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Так в Приложении № 1 обозначены допустимые массы транспортных средств:

Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей Допустимая масса транспортного средства, тонн
Одиночные автомобили
двухосные 18
трехосные 25
четырехосные 32
пятиосные 35
Автопоезда седельные и прицепные
трехосные 28
четырехосные 36
пятиосные 40
шестиосные и более 44

 

в Приложении № 2 обозначены допустимые осевые нагрузки транспортных средств:

Расположение осей транспортного средства Расстояние между сближенными осями (метров) Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 6 тонн/ось <*> для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось
Одиночные от 2,5 м и более 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно) 8(9) 10 (11) 11,5 (12,5)
от 1 до 1,3 (включительно) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
от 1,3 до 1,8 (включительно) 10 (11) 15 (16) 17 (18)
от 1,8 до 2,5 (включительно) 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно) 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
до 1,3 (включительно) 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
от 1,3 до 1,8 (включительно) 13,5 (15) 21 (22,5 <**>) 23,5 (24)
от 1,8 до 2,5 (включительно) 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно) 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
от 1 до 1,3 (включительно) 4 (4,5) 6 (6,5) 6,5 (7)
от 1,3 до 1,8 (включительно) 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
от 1,8 до 2,5 (включительно) 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно) 6 9,5 11
от 1 до 1,3 (включительно) 6,5 10,5 12
от 1,3 до 1,8 (включительно) 7,5 12 14
от 1,8 до 2,5 (включительно) 8,5 13,5 16

 

Остальные положения ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах» касаются порядка выдачи специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов и непосредственно о порядке осуществления весового контроля не говорят.

Единственное, что можно отметить, это то, что согласно п. 2 ч. 6 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах» для получения специального разрешения помимо прочего требуется возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством.

Так согласно ч. 12 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах» порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется (ч. 13 ст. 31 ФЗ «Об автомобильных дорогах»):

  1. для автомобильных дорог федерального значения - Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации»);
  2. для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения - Правительством соответствующего субъекта Российской Федерации (для Свердловской области данный размер определен в Постановлении Правительства Свердловской области от 9.03.2010г. № 361-ПП «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Свердловской области»);
  3. для автомобильных дорог местного значения - органами местного самоуправления (чаще всего данный размер на местном уровне определяется решением администрации соответствующего муниципального образования, так для города Екатеринбурга данный размер определен в Постановлении Администрации г. Екатеринбурга от 25.04.2013 № 1480 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург»);
  4. для частных автомобильных дорого - собственником автомобильной дороги (данный пункт в настоящее время не актуален в связи с отсутствием на территории Российской Федерации развернутой сети частных автомобильных дорог).

Положение ст. 31.1 ФЗ «Об автомобильных дорогах» относительно движения транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения мы разобрали в отдельной статье.

С точки зрения распределения компетенции органов, осуществляющих весовой контроль, важными являются положения ФЗ "Об автомобильных дорогах" относительно деления автомобильных дорог на федеральные, региональные и местные (так например Ространснадзор весовой контроль на дорогах регионального и местного значения осуществлять не уполномочен).

Данное деление автомобильных дорог (на федеральные, региональные и местные) также имеет значение при определении размера вреда причиняемого автомобильным дорогам.

Соответственно на каждой из указанных категорий автомобильных дорог уполномочен осуществлять весовой контроль чётко определенный круг органов. Перечни автомобильных дорог соответствующих категории включены в перечни автомобильных дорог федерального значения, регионального значения и местного значения. Подробнее о категориях автомобильных дорог и перечнях Вы можете посмотреть здесь.

Одним из основных нормативных актов, непосредственно регулирующих весовой контроль является Приказ Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».

Непосредственно с самой процедурой прохождения весового контроля Вы можете ознакомиться здесь.